понедельник, 9 марта 2009 г.

Разомкнутый круг: 交通が一時とだえた所も少くない


Это пришло не из нашего мира...
Скорее... это как ярость Садако.
Такаяме Рюичи, преподаватель.

В интерпретации Ache эпопеи РС - "リング / Ringu" читаем следующее:
Цель умершей отчасти коммуникативна - сообщить всем ближайшим живым о том, как она умерла. Стараясь для себя, она старается и для всех. Бывший муж героини считал, что "он /дух/ хочет, чтобы его остановили", но только не остановили, а узнали, стали причастными. Слова "столько вокруг насильственных смертей, и никто об этом не знает" раньше считались свидетельством наступления последних времён.

И несколько дополнений - концепция "проклятой кассеты" была выловлена и мифологического корпуса так называемых "Городских легенд" сравнительно давно, задолго до романа Кодзи Сузуки и экранизаций. Впервые появилась визуализована в фильме Видеодром / Videodrome Дэвида Кроненберга, психоаналитика от кинематографа, ранее ставившего предельно близкий к слову оригинала "Naked lunch" Уильяма Берроуза. После чего "Видеодром" цитировался вольно и неоднократно, в том числе - самим автором, разразившимся в 1999-м авторефератом "eXistenZ", скомпилировав все предыдущие образы, метафоры и сюжетные ходы за двадцать предыдущих лет работы.

Различие между проклятой VHS (кстати, в прошлом году этот тип носителей официально признан "мёртвым") вестерновой и азиатской развёртывает много интересных умозаключений.
Прежде всего, какое послание содержиться в вышеупомянутом видео? Правильно, это послание эсхатологическое. Здесь мы сталкиваемся с difference эсхатологии в креационизме и манифестационизме: в первой конфигурации апокалиптика является предупреждением, а то и прямой угрозой; манифестационизм постулирует эсхатологический миф как уже свершившееся, что необходимо не "принять на веру", - это следует дешифровать, понимать и знать.
Далее, манифестационистская эсхатология требует совсем других "усилий" от чающего спасения: в финале первого "Звонка" мы узнаём, что отсрочить неминуемую погибель можно, распространив сообщение самостоятельно; в сиквелах представлен метод селекции - сообщать следует правильным образом, и только для того, чтобы снискать лучшее посмертие. Так, что бы реципиентов и референтов было не много и не мало, но - достаточно. Сообщение никогда не теряет связи с референтом, - если сообщение передано хотя бы единожды, со-бытийность уже непрерывна, и это правильно. Рюичи гибнет из-за непочтительного безразличия, - к тем словам, что цитированы вначале: столько вокруг смертей, а этого никто не замечает. Не передал - значит, виновен. Вдвойне.
Напротив тому, персонаж "Видеодрома" Брайан О’Бливион — вполне всерьёз изображает Маршалла Маклюэна, протестантского пастора с истерической манерой вещать по радио. Oblivion, - "забвение", - эти люди настолько увлеклись коммуникацией, а точнее, опосредствованным техникой процессом коммуникации, что забыли, в чём из предназначение на земле. Показательно, что финал окончательно стирает границу между средством-сообщающим, и целью-референтом: из экрана взорвавшегося телевизора вываливаются человеческие кишки.

Ещё один любопытный нюанс в Ringu: постигающие гнев Садако изгибаются так, чтобы темя упиралось в пол / землю, а зрачки обращались как бы вовнутрь - вернись к земле, познай себя. Если поверхность земли - изнанка мира мёртвых, врастать в эту почву следует не ногами, а умом.

И видео на рассвет глядя.




BTW: С 1999-го года мы умерли приблизительно восемь раз.