пятница, 2 января 2009 г.

Dennou Coil (電脳コイル) к вопросу об онтологии сна. vol. II


"Отрадно спать - отрадней камнем быть. О, в этот век - преступный и постыдный - Не жить, не чувствовать - удел завидный... Прошу: молчи - не смей меня будить."
Микеланджело Буонарроти (пер. Тютчева)

...По хорошему сны вообще не надо интерпретировать.

Ache.

Как мы и обещали вам в прошлом году, продолжим повествование о Dennou Coil, на этот раз немногословное и ещё более отстранённое от базовой семантики и символизма самого фильма. Затем, чтобы известным методом разнообразить содержание этого уютненького бложика, чуть менее, чем полностью состоящего из интерпретации.
Мы часто цитируем выведенные в эпиграф строки, превосходно выразившие наше мироощущение и умонастроение. Россия — Родина Абсолютного Сна; реальность, ощутимая как эмпирическая данность, здесь должна интерпретироваться в сновидческой оптике. В обратных перспективах, когда сон «пристёгивается» к реальности, как модификация состояния организма или к действительности, как функционал, евразийские сны не видны. Современный русский человек попросту засыпает без сна, а то, что становится очевидным в четвёртой «быстрой фазе», при rapid eyes movement (экспрессия образов, генерируемых в эти 20-30 секунд, за которым следует пробуждение, позволяет, как правило, их запоминать) выветривается из памяти ещё быстрее, чем головной мозг ассимилируется с внешними условиями бодрствования.

Иная конфигурация обнаруживается в западной культуре, в том числе и в эпистеме психоанализа. Генеалогия «западного» сна корениться не в реальности, где индивид обретает Бытие; вестерновый сон прикрепляется к модернизированной действительности. Это сон-порог, через который перешагивает западоид, уже вполне готовый к этому эфемерному преодолению, и психоаналитику остаётся добавить несколько незначительных штрихов в завершённому образу человека. То есть такого человека, становление которого уже логоцентрировано и модернизировано, - интерпретация его снов происходит не апостериорно, но априорно, - в итоге человек начинает осознавать себя так, что и иррациональный per se сон представляет собой просто шифр, или код, дающий ключ, один из многочисленных ключей, к пониманию действительности. И только действительности, где (когда) тайные психические процессы очевидны настолько, что не нуждаются в пояснениях, человеку-модернизированному требуется лишь понимать, почему и как они происходят, и в этих «quid?» и «quare?» обрести окончательное успокоение своё: каждого западного человека с раннего детства учат, что физическим закономерностям не возражают.

Итог второй: вестерновый сон является ковариацией [в физике - мера линейной зависимости случайных величин] от действительности. В царстве количеств по Рене Генону нет ничего, что невозможно было бы интерпретировать как динамику [циркуляцию] величин. Психоаналитик в данной перспективе — инструмент избытка, вычисляющий оптимальную формулу тех данных, что не успевает произвести рационализующий аппарат мышления человека. В настоящее время эти внешние и даже внеположные психике, в традиционном понимании слова, условия полностью механизированы: интерпретация осуществляется в полностью автоматическом режиме, когда все вероятные символы и сюжетные конфигурации сна уже известны, и остаётся только активировать их посредством памяти.

Но современный западный человек, зачастую, никакой памятью не обладает. Его сны сразу же трансформируются в действительность, субординированную экономией. То, о чём рассказывает Карл Густав Юнг в Тавистокских лекциях (1935) об архетипах, уже не адекватно ситуации постсовременности, - архетип, как ни был бы втиснут в сужающую интерпретацию рационального, определяется качественными, а не количественными категориями. В психике современного человека происходит то, что пост-человек, и основанная на нём культура, - пост-модерн, уже состоялась: трансформация архетипа в числительные (означающие) и величины (означаемые).

Как происходит эта трансформация, почти неизвестно, мы знаем только то, что решения психических проблем решается экономией времени. Советы психоаналитика «вам надо отдохнуть» или «постарайтесь об этом не думать» (это популярная вариация, профессиональные психологи работают с более тонкими стратегемами), а также многочисленные примеры мотивации это тоже экономия, экономия энергий, как и внутренних, так и получаемых извне. А что делать, если на энергии не банально не хватает средств»? Время «съедается» учёбой или работой с жизненно необходимым минимумом пищи и сна, поддержанием сравнительно (с концлагере) суточным режимом и удовольствиями, строго регламентированными с состоянием здоровья.
Избыток исключён, и психоаналитик западного типа просто распределяет заведомо известный объём и величины, - психоаналитику также известно, что пост-современный человек уже не может распоряжаться «своим» временем, и не знает, как можно обойтись «свободным». Здесь начинает простор, настоящий Клондайк для злоупотребления психоанализом, - как только человек начинает что-то осознавать, его одёргивают не повелительным окриком, а гораздо более эффективным ласковым увещеванием - «Займись чем-нибудь другим». Аналогично предупреждают об угрозе — здоровью и жизни, подобия этих внушений рассеяны по всей западной культуре вплоть до мультипликации для детей «от двух до пяти».

Тебе приснился дурной сон? Напиши об этом в журнале COOL, и добрый волшебник с высшим образованием (факультет психологии и психиатрии) обязательно тебе ответит на страницах этого издания.

К счастью, в социокультурном диспозитиве Археомодерна дела обстоят несколько иначе: здесь сны коренятся в реальности, уже вышедшей из премодерна, но ещё не достигли модернизации действительностью. Видимые человеком Археомодерна сны не удаётся замкнуть в эпистеме, будь это логоцентризм или экономия: они постоянно ускользают от линеарной интерпретации, ведущей к количественному. Каждый раз, когда в них опознаётся «отпечаток» интроекта, оказывается, что эти знаки-указания отсылают или к премодерновой унификации, или к чему-то не-человеческому, что не удаётся рационализировать в перспективе контроля, регуляции и принуждения. Или, говоря прямо, - сон археомодерна — если не внеположное количественному в принципе, то стремящее и, главное, с большей степенью вероятности освобождающееся от количественных категорий.

В Dennou Coil сон является единственной «зацепкой», вытягивающей сюжет, подсказывающий персонажам, что и как делать. Это не мягкое принуждение, когда человеку во всех подробностях внушают мысль о его способностях или несостоятельности, в перспективе рациональности и только ней. Dennou Coil, как и многие другие фильмы дальневосточной жанровой мультипликации развёртывает парадигму-фабулу в обратном направлении: со-бытие (пробуждение) про-исходит вопреки закономерностям, очевидным в западной «оптике».

Sic, что суть центральные персонажи западных кинематографа или мультипликации? Это Отец и Мать, или потенциальные, или данные в актуальности. Если в традиционной культуре эти близкие дистанцируются, как категория священного, или сакрального, то в состоянии археомодерна они отстоят от акторов со-бытия потому, как не компетентны в ситуации: они ничего не понимают, только препятствуя осуществлению Цели (которая не дана сиюминутно, но развёртывается, как Путь).
Знание владеют лишь те, кто ближе к Предку, - это предыдущее поколение от десакрализованных родителей, бабушка — смотрящая на всех свысока, как причастная, и дедушка, уже умерший (id est перешедший в область инобытия), и потому ещё более близкий к Духам-покровителям рода.
Не существенно, что все эти люди оперирует терминами кибернетики и программирования, - созданное ими киберпространство и сложные взаимоотношения, происходящие в нём, в итоге оказываются не более, чем «приложением»для открытия закодированного «файла» - сна, содержащего воспоминания.

Далее. Юко Амасава ищет брата. Умершего брата — она знает об этом, но память говорит ей иное; летаргический сон, вызванный психическим шоком при «асинхронизации» кибер-тела (проекции) с биологическим, подтверждает эти предположения, более достоверные, чем реальность. Развязка сюжета разрешает эту проблему недвусмысленно, сны, как и воспоминания, навеяны некогда виденным в реальности, созданной лично для Амасавы; сюжет внушает мысль, что «протезирование мечты» (которая суть мотивация) клиническими методами приводят к весьма и весьма плачевным результатам.

Подытоживая всё это, остаётся подчеркнуть, что трагедия Археомодерна начинается всегда после пробуждения. Выбор между модернизацией и редукцией к премодерну, надежда на которые сомнительны и зловещи (из песенного софтсаба: на улице, где светом всё заполнено, есть одна тень / наверное, будущее где-то там), авторы фильмов с нелёгких рук поручают зрителю.

12 комментариев:

  1. Следует отметить, что психоаналитик никогда не говорит фраз, приведённых тут как советы и увещевания. Шире того, психолог их тоже не говорит. Создавать себе впечатление о психологии по журналу COOL - то же самое, как и об астрологии по их "астрологам", и скорей всего всё это придумывается там же редактором.

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно не говорит. Только от того не перестаёт быть регулятором времени и количеств, хотя система дискурсов усложнилась в разы. Поэтому дисциплинированным дивидам остаётся получать сведения из детских / дамских и др. журналов.
    А тавистокские лекции (благодарим за указание) по сравнению с "Психологией и Алхимией" просто прекрасны.

    ОтветитьУдалить
  3. >это популярная вариация
    это даже не вариация, это (включая и "Займись чем-нибудь другим" и "предупреждают об угрозе") какие-то "советы подружки", к психологии отношения не имеющие, вообще никакого.

    Нужно различать эксплуатирование журналами авторитета (титула психолог, астролог, да и любого другого титула), и того, чем они на самом деле заняты. Эксплуатирование авторитета всегда симулякр следующего уровня, структурно не позволяющий делать какие-либо выводы о предыдущем.

    Кстати, регулировать человека проще медикаментозно: особенно часто у американских психологов беседа служит лишь для постановки диагноза для назначения таблеток.

    ОтветитьУдалить
  4. Поправки внесём, и не только сюда, во вторую редакцию тоже. Об этом недавно попросили написать, сегодня же подумаем, как это "отношения не имеет" представить по-убедительнее.
    Потому крайне сложно доказать непричастность "всех этих людей" к психологии (именно к предыдущему уровню). "В конце концов, все мы учились в университетах" (Розанов) - доверие пост-советского (не обязательно русского) человека к продукту бюрократии - безгранично.
    И потом, качество самих клиентов самопровозглашённых П., А. и пр. таково, что они готовы проглотить какую угодно "пилюлю", лишь бы только полегчало.

    А вот доверия к медикаментам нет, потому как архео. У нас до сих пор всякому требуется надзиратель, следящий, были ли проглочены все табы из прописанных.

    ОтветитьУдалить
  5. Доказывают только в математике, в остальном можно говорить лишь о более или менее убедительном. Причастность или непричастность - стандартный вопрос об истинных и ложных претендентах Платона (правда, уже далеко не по поводу первоосновы). В данном случае можно решать, к примеру, методологически определяя соответствие основанию vs. подлаживание под восприятие, или, следуя за Делёзом, не решать вообще, поскольку есть только восприятие.

    ОтветитьУдалить
  6. Тогда в самом деле[зе] Делёз неискореним =^___^=
    О платоновских основаниях обитателям царства количеств известно не больше, чем о примордиальном то есть вообще ничего, остаётся только восприятие (о чём мы и написали).
    А восприятие требует терапии посредством телевизора и порно-журнала "Мурзилка".

    ОтветитьУдалить
  7. Кстати, тут в контекстной рекламе рядом с письмом-комментарием вот такая вот невыносимо-лютая интеррасовая хуйня. При всём нашем воображении представить не можем, что этим руководствуются в воспитании. РС их чует.

    ОтветитьУдалить
  8. Делёз доводит принцип до абсурда, так что руководствоваться им невозможно, ситуация становится вырожденной. Если все одновременно ложны, то тут же все одновременно истинны, или ещё как. Конкретнее, можно заменить в статье термин психоаналитик любым другим словом, например - футболист, и по Делёзу тоже будет верно.

    Если же рассматривать по первому варианту, методологически, то заключение о методиках среднестатистический обитатель царства количества вынести также не может, нужно хотя бы знакомство с основным корпусом идей данной области.

    ОтветитьУдалить
  9. Делёза не предлагали на пост панариона. И не только потому, что у него reductio ad absurdum через каждые две страницы (особенно в русскому переводе "Антиэдипа"). Вы же сами писали, что Делёза и Гваттари в перспективе психологии и п/а., рассматривать de facto невозможно, хотя в психоаналитических справочниках статьи о них есть.
    Так же и sub specie философии: Делёз там нужен, чтобы представить себе (и им) невозможность философствования для постчеловека и присущей ему помо-культуры. Это эсхатологический проект, как раз тот ад, который репрезентуется в "Пыли" - дегенеративная преисподняя.

    У нас была иная задача, чтобы "всё это дело" не начало напоминать полемику психолога Николая Миронова (ей-ей, психфак МГУ) с рессентиментным дегенератом Малером - "как бы доказать наличие православной химии". Алгоритм такой: русское коллективное бессознательное слишком специфично. Вестерновые теории и терапии с ним могут поделать мало что, разве что испортить, хотя - куда уж хуже.
    Поэтому остаётся только "закинуть удочки" с интроектами и др. наживкой (в том числе и разоблачение журнала COOL, правда, тут нам надеятся не на что, слишком интенсивны вестерновые влияния), и посмотреть, что будет. Чтобы получить эмпирический материал.

    Вот, напр., "блесна", - потому как в наших необозримых скифских просторах миф об Эдипе не прижилася: мы союзничаем с отцами против матерей, потому что любой женский союз создаётся против мужчин" (для мальчиков). «А жена да боися своего мужа» (Ефес. 5:33) - согласно архиепископу Игорю Исиченко (учившемуся психологии?) - приобретают в этой системе понятий иной смысл. «Бояться» мужа надлежит, как надлежит бояться Бога, то есть уважать и любить его, относиться к нему с абсолютным доверием.
    для девочек, зело благочестивых и православных).

    ОтветитьУдалить
  10. Кстати, тут кто-то из сообщества и ЖиЖур'е выложил документальный фильм по Бардо Тодол, весом в 592 Мб, не торрент, формат avi.
    Если вам интересно, на всякий случай.

    ОтветитьУдалить
  11. Только не в контексте он психологии предлагается, а в более общем контексте определения истинности или ложности претендентов в любой взятой области, причём по нему выходит не какое-либо решение, а то, что такую задачу вообще не надо решать.

    Насчёт "полемики" Миронова, он никак себя не проявил там с позиций профессионального психолога (да и не должен был, это же не его клиент), продемонстрирована всего лишь неудачная мимикрия. Вот после дискуссии, в совершенно другом месте, у него слегка наблюдалась некая околопсихологическая самооправдательная рефлексия по поводу мотивов содеянного.

    Насчёт "невыносимо-лютая интеррасовая хуйня", кстати, мы не заметили там ничего необычного, обыкновенный нейросайенс+бихевиоризм, это можно сказать чудом сохранившаяся до-аналитическая до-фрейдовская стадия, рудимент психологии. Со взрослыми так не работают, боятся, а с детьми - часто, поскольку "неправильно ведущий" себя ребёнок рассматривается родителями как электрический чайник, нуждающийся в починке.

    ОтветитьУдалить
  12. Вот потому что не что-то экстраординарное и страшно. Раз уж обыкновенная, стало быть, очень скоро (да и сейчас уже) эти рудименты станут общепринятыми "расовыми" фенотипами. Следующее поколение будет жить при "неполноценном ДД", разве это не ужасает, хотя бы тем, что в такой непроницаемой имманентности неоткуда будет взятся агхорапантхи и другим благородным существам.

    А Миронова мы всё равно не простим, потому как задолбал вот этим и ещё этим повсеместно.
    Это в корне Неверные Крови и Расе няшные котеги.

    ОтветитьУдалить