Мультипликационные экранизации этого романа Туве Янссон со всей возможной буквальностью проиллюстрировали в динамике две геополитические, полярно различные парадигмы. Советская, "Муми-Тролль и комета" (1978-й год, режиссёров А.Зябликова и Н.Шорина) акцентирует внимание зрителя на Путешествии, третьей сюжетной конфигурации в каталоге Борхеса. Это более чем соответствует геополитической природе самого из Евразийских - России, государств, каким Именем она ни нареклась бы в силу внешних и внутренних условий. Но в данном очерке мы не будем обращаться к сакральной географии, но только к эсхатологическому мифу, заинтересовавшему нас, и наших соратников в последние фрагменты линеарного времени.
В экранизации 1992-го года, совместного производства Нидерландов и Японии, "Муми-тролли: "Комета в Муминленде / Tanoshii Muumin Ikka Muumindani no Suisei"
(楽しいムーミン一家 ムーミン谷の彗星, режиссёр Сайто Хироши), мы находим строго локализованную топорафически и этнически конфигурацию креационистской эсхатологии почти в равных пропорциях смешанной с манифестационной, что для японцев нехарактерно, но вполне доступно европейцам.
В самом начале фильма нам представлен потерянный рай таким, как он дан в модернисткой мифологии: пасторальная идиллия, шаткое равновесие и хрупкое благополучие, бесконфликтное и бескризисное общество. Традиционное общество: семейственные связи, узы крови и расы сильны, как никогда прежде, и ситуацию ухудшают предвестники несчастий, побуждая как и сильных, так и слабых духом нарушить будто бы безответственный покой. Удивительным образом эти существа выступают в качестве "малых спасителей", в модусе своеобразных ветхозаветных пророков, провозглашая всеобщую гибель, нисколько не намекая на последующее возрождение (скрытый манифестационизм).
Итак, наследники Совершенных (не в том смысле, что андрогинальных, хотя даже Пол их не выражен иначе, чем внешней атрибуцией, сродни золотым браслетам для... ног), расы Муми, побуждены совершить Путь. Путешествие-цикл, замкнутый круг в вечности, малозначащий в перспективах линеарного времени Модерна, и сверх-значный во времени Традиции, - позволяющий осуществиться Вечности.
(楽しいムーミン一家 ムーミン谷の彗星, режиссёр Сайто Хироши), мы находим строго локализованную топорафически и этнически конфигурацию креационистской эсхатологии почти в равных пропорциях смешанной с манифестационной, что для японцев нехарактерно, но вполне доступно европейцам.
В самом начале фильма нам представлен потерянный рай таким, как он дан в модернисткой мифологии: пасторальная идиллия, шаткое равновесие и хрупкое благополучие, бесконфликтное и бескризисное общество. Традиционное общество: семейственные связи, узы крови и расы сильны, как никогда прежде, и ситуацию ухудшают предвестники несчастий, побуждая как и сильных, так и слабых духом нарушить будто бы безответственный покой. Удивительным образом эти существа выступают в качестве "малых спасителей", в модусе своеобразных ветхозаветных пророков, провозглашая всеобщую гибель, нисколько не намекая на последующее возрождение (скрытый манифестационизм).
Итак, наследники Совершенных (не в том смысле, что андрогинальных, хотя даже Пол их не выражен иначе, чем внешней атрибуцией, сродни золотым браслетам для... ног), расы Муми, побуждены совершить Путь. Путешествие-цикл, замкнутый круг в вечности, малозначащий в перспективах линеарного времени Модерна, и сверх-значный во времени Традиции, - позволяющий осуществиться Вечности.
Между тем, прибытие космического Иного сулит мгновенную всеобщую гибель, что и пред-вещается философом-Ондатром (хард-саб называет его, почему-то, выхухолем), чьи ницшеанские пышные усы редко вздрагивают, - символизирующего собой уверенность в пессимизме. А также - в косвенному недоверии к традиционной сотериологии: Ондатр откладывает добровольную смерть лишь настолько, насколько не уверен в полезности или бесполезности сотерических инициатив со стороны кого бы то ни было.
О полезности и не-полезности наилучшим образом сказано здесь: "И когда я пробудился от сна, то понял, что все бесполезно и нету полезной пищи, как нету и полезных, целебных вод, и не полезен свет солнечный, и неполезно жить, и неполезно умирать, и неполезно спать, и неполезно бдеть в ночи. Нету пользы в "да" и нету пользы в "нет", и нету пользы в силе, и нету пользы в слабости, и бесполезен плод трудов, и бесполезен неплод, и нету пользы в том, чтобы получать, как нету пользы и в том, чтобы отдавать, и величие неполезно наряду с ничтожностью, и учение о бренной плоти и неучение о бренной плоти, учение об истинной форме и учение о неистинной форме, и в конечном счете ситуация разыгрывается в воображении, и в начальном счете ситуация разыгрывается в воображении и в невоображении которое не имеет никакого отношения, а также имеет самое непосредственное отношение ко мне, который существует и несуществует, существует только в рамках отдельного самосознания и существует только в рамках отдельного консенсуса. Посему бесполезно говорить "раньше было так, а теперь будет так", и бесполезно говорить "теперь стало так, а раньше было вот так", потому что все-равно все будет так, и нету пользы в птицах, как нету пользы в Аргентине, и неполезны люди, как неполезны и телеграфные линии, и телеэкран неполезен, и нетелеэкран не несет никакой пользы, и абсолютно бесполезны выражения, как полностью бесполезно сосредоточенное молчание, и нету пользы".
А мы, после прочтения вами (а также заучивания наизусть, что гораздо лучше) этого текста по гиперссылке, отметим один из важнейших расово и геополитических эпизодов. В искомой муми-троллем и компанией Обсерватории мы находим не зловонно-затхлый дух позитивизма, как в советской экранизации, - где показан очередной одинокий рехнувшийся "хемуль" из породы "Юджин и Каролина Шумейкер / Дэвид Леви"; в Обсерватории дальневосточной обнаруживается целый коллектив бодрых, энергичных Учёных с заглавной буквы, для которых Со-бытие (со-причастность значительному Акту) важнее какого-то там биологически понимаемого, физического существования.
То же касается и единственного Хемуля-филателиста: для него ценности уже подверглись тотальной ревизии и сконцентрированы в объектах коллекции, - марках. Если постсовременная "музейная" культура дистанцирует потребителя, - он же объект паноптикона и синоптикона, - от ценностно координированного объекта, то Хемуль - ещё только отчасти нисходящая градация Модерна, с ещё не потерянными где-то на горизонте Цензами. Разумеется, до конца Модерна Хемуль не доживёт - слишком велика старость его существа, - подлинного коллекционера, жизнь готового отдать за статуарную собственность. В известном смысле это тоже эхо Традиции, - задушенный в метрополии глас аграрной хтонической культуры, предписывающей сохранить Родную землю любой ценой, не дорожить телом (всё равно рано или поздно возвращающимся), когда речь идёт о родовом имении.
Далее, к феерически-радостному финалу фильма: у зрителя может возникнуть вопрос, почему прежде всего возвращается Море [Вечное возвращение Океаноса, отца сущего] но никак не спешно покинувшие Мумидол (землю обетованную) "соседи муми-семейства". Здесь всё слишком очевидно: после ликвидации избытка, - а мы предполагаем, что покинувшие Мумидол расово неполноценные существа погибли где-нибудь на полпути к спасению, - возрождается именно Природа, а не то, что должно, по Замыслу, являться её квинтэссенцией но необратимо вырождается. Заметим также, что спасшиеся в пещере, что соответствует креационистской традиции, не слишком дорожат дегенеративными соседями, и на протяжении всех финальных минут видеоряда просто наслаждаются в единочасье наставшим Золотым Веком. Небезотносительно внеположных традиции Ондатра-философа и Хемуля-коллекционера (вблизи благородных существ ситуация исправляется для всех).
Ну, а кто же в данном над-историческом диспозитиве РС, спросят нас читатели, и мы им ответим. Это Снуснумрик. Существо чуть менее, чем полностью загадочное, чья антропоморфная фигура не находит сходства ни в гибнущем Ветхом, ни в Новом, постапокалиптическом Мiре. Поведенческий модус его списан отчасти с атлантистских "анти-системщиков", битников. "Я живу то тут, то там. Сегодня я оказался здесь", - заметим, что "оказался", а не "я пришёл", здесь фансаберы верны семантической парадигме. РС, кк мы полагаем, даже не ино-роден, он без-роден, у него нет ни общего для всех тварных сущностей начала, и он неизменно присутствует в самом конце. Его инициативы могут показаться спасительными, сотерически координированными, тем не менее, он никогда не берёт ни ответственности, ни награды за них. Снуснумрик никогда не проявляет того спектра чувств, который доступен существам "родовитым", полноценным: он располагает только функциональностью, и ничем иным кроме неё. Его замкнутость, а также то, что он только лишь подражает, передавая не-свой опыт, будь то опыт "первооткрывателя" или "малого сотера (спасителя)", свидетельствует от том, что его тайна не будет раскрыта до Подлинного Финала, до завершения Цикла.
Вот так-то.
Скачать торрентами Tanoshii Muumin Ikka Muumindani no Suisei можно здесь.О полезности и не-полезности наилучшим образом сказано здесь: "И когда я пробудился от сна, то понял, что все бесполезно и нету полезной пищи, как нету и полезных, целебных вод, и не полезен свет солнечный, и неполезно жить, и неполезно умирать, и неполезно спать, и неполезно бдеть в ночи. Нету пользы в "да" и нету пользы в "нет", и нету пользы в силе, и нету пользы в слабости, и бесполезен плод трудов, и бесполезен неплод, и нету пользы в том, чтобы получать, как нету пользы и в том, чтобы отдавать, и величие неполезно наряду с ничтожностью, и учение о бренной плоти и неучение о бренной плоти, учение об истинной форме и учение о неистинной форме, и в конечном счете ситуация разыгрывается в воображении, и в начальном счете ситуация разыгрывается в воображении и в невоображении которое не имеет никакого отношения, а также имеет самое непосредственное отношение ко мне, который существует и несуществует, существует только в рамках отдельного самосознания и существует только в рамках отдельного консенсуса. Посему бесполезно говорить "раньше было так, а теперь будет так", и бесполезно говорить "теперь стало так, а раньше было вот так", потому что все-равно все будет так, и нету пользы в птицах, как нету пользы в Аргентине, и неполезны люди, как неполезны и телеграфные линии, и телеэкран неполезен, и нетелеэкран не несет никакой пользы, и абсолютно бесполезны выражения, как полностью бесполезно сосредоточенное молчание, и нету пользы".
А мы, после прочтения вами (а также заучивания наизусть, что гораздо лучше) этого текста по гиперссылке, отметим один из важнейших расово и геополитических эпизодов. В искомой муми-троллем и компанией Обсерватории мы находим не зловонно-затхлый дух позитивизма, как в советской экранизации, - где показан очередной одинокий рехнувшийся "хемуль" из породы "Юджин и Каролина Шумейкер / Дэвид Леви"; в Обсерватории дальневосточной обнаруживается целый коллектив бодрых, энергичных Учёных с заглавной буквы, для которых Со-бытие (со-причастность значительному Акту) важнее какого-то там биологически понимаемого, физического существования.
То же касается и единственного Хемуля-филателиста: для него ценности уже подверглись тотальной ревизии и сконцентрированы в объектах коллекции, - марках. Если постсовременная "музейная" культура дистанцирует потребителя, - он же объект паноптикона и синоптикона, - от ценностно координированного объекта, то Хемуль - ещё только отчасти нисходящая градация Модерна, с ещё не потерянными где-то на горизонте Цензами. Разумеется, до конца Модерна Хемуль не доживёт - слишком велика старость его существа, - подлинного коллекционера, жизнь готового отдать за статуарную собственность. В известном смысле это тоже эхо Традиции, - задушенный в метрополии глас аграрной хтонической культуры, предписывающей сохранить Родную землю любой ценой, не дорожить телом (всё равно рано или поздно возвращающимся), когда речь идёт о родовом имении.
Далее, к феерически-радостному финалу фильма: у зрителя может возникнуть вопрос, почему прежде всего возвращается Море [Вечное возвращение Океаноса, отца сущего] но никак не спешно покинувшие Мумидол (землю обетованную) "соседи муми-семейства". Здесь всё слишком очевидно: после ликвидации избытка, - а мы предполагаем, что покинувшие Мумидол расово неполноценные существа погибли где-нибудь на полпути к спасению, - возрождается именно Природа, а не то, что должно, по Замыслу, являться её квинтэссенцией но необратимо вырождается. Заметим также, что спасшиеся в пещере, что соответствует креационистской традиции, не слишком дорожат дегенеративными соседями, и на протяжении всех финальных минут видеоряда просто наслаждаются в единочасье наставшим Золотым Веком. Небезотносительно внеположных традиции Ондатра-философа и Хемуля-коллекционера (вблизи благородных существ ситуация исправляется для всех).
Ну, а кто же в данном над-историческом диспозитиве РС, спросят нас читатели, и мы им ответим. Это Снуснумрик. Существо чуть менее, чем полностью загадочное, чья антропоморфная фигура не находит сходства ни в гибнущем Ветхом, ни в Новом, постапокалиптическом Мiре. Поведенческий модус его списан отчасти с атлантистских "анти-системщиков", битников. "Я живу то тут, то там. Сегодня я оказался здесь", - заметим, что "оказался", а не "я пришёл", здесь фансаберы верны семантической парадигме. РС, кк мы полагаем, даже не ино-роден, он без-роден, у него нет ни общего для всех тварных сущностей начала, и он неизменно присутствует в самом конце. Его инициативы могут показаться спасительными, сотерически координированными, тем не менее, он никогда не берёт ни ответственности, ни награды за них. Снуснумрик никогда не проявляет того спектра чувств, который доступен существам "родовитым", полноценным: он располагает только функциональностью, и ничем иным кроме неё. Его замкнутость, а также то, что он только лишь подражает, передавая не-свой опыт, будь то опыт "первооткрывателя" или "малого сотера (спасителя)", свидетельствует от том, что его тайна не будет раскрыта до Подлинного Финала, до завершения Цикла.
Вот так-то.
Комментариев нет:
Отправить комментарий